СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ................................................................................................................... 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МКДОУ «Победовский детский сад» .................. 4 1.2. Цель программы воспитания ........................................................................................... 5 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания ............... 7 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ.................. 9 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ..................................................... 9 2.3. Направления реализации программы воспитания .................................................................... 10 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ................................................ 13 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ ................ 14 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы .............................. 15 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы ............................... 15 3.4. Календарный план воспитательной работы.................................................................. 16 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МКДОУ «Победовский детский сад» (далее - ООП ДО). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя три основных раздела: Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания; Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ; Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. Программа воспитания содержит вариативные модули: Модуль 1 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Модуль 2 – «Патриотическое воспитание» Модуль 3 - «Конкурсное движение» Модуль 4 - «Экологическое воспитание» Модуль 5 - «Основы здорового образа жизни» 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МКДОУ «Победовский детский сад» Образовательный процесс в МКДОУ «Победовский детский сад» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. МКДОУ «Победовский детский сад» расположен в приспособленном здании, имеет один корпус по адресу Республика Дагестан, Кизлярский район, с.Южное, ул.Школьная,65. Социальными заказчиками реализации Программы выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. Основной целью педагогической работы МКДОУ «Победовский детский сад» является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания; партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются 4 следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия МКДОУ «Победовский детский сад», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении мероприятий МКДОУ «Победовский детский сад» поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы МКДОУ «Победовский детский сад», так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, и др. 1.2. Цель и задачи программы воспитания Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РоссийскойФедерации. Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: − в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); − в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); − в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. 5 В воспитании детей младшего дошкольного возраста Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; сформировать коммуникативную и социальную компетентности; развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; – сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). В воспитании детей старшего дошкольного возраста: 1. Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; поощрять проявления морально-волевых качеств. 2. Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая 6 осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России». Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагаетсядостижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах: 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. 4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. 6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной 7 деятельности. 7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. 8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. 9. Мобильность и устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. 8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: − социально-коммуникативное развитие; − познавательное развитие; − речевое развитие; 2.1. − художественно-эстетическое развитие; − физическое развитие. 2.2. Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами идругие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; тематический модуль, коллекционирование, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, 9 театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. 2.3. Направления реализации программы воспитания МОДУЛЬ 1 «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Трудовое воспитание и профессиональное самоопределениереализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. МОДУЛЬ 2 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей - 10 мигрантов. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. МОДУЛЬ 3 «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик. Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными. Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка. Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания: установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками; поддержка детской инициативы и самостоятельности; добровольное участие детей в конкурсах; поиск новых увлечений и раскрытие способностей. Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач: 11 конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования. МОДУЛЬ 4 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание». Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанно- правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города, сада. Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. МОДУЛЬ 5 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек; - предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на 12 основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; - использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; - содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. 2.4.Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МКДОУ «Победовский детский сад», являются: 1. принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МКДОУ «Победовский детский сад» воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МКДОУ «Победовский детский сад». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МКДОУ «Победовский детский сад» совместной 13 деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МКДОУ «Победовский детский сад». Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых мероприятий ДОУ; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МКДОУ «Победовский детский сад» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: − обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметнопространственной среды; − оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; − создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; − готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; − учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах: − неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения − конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасностиребенка; − создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без − которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогическихработников; − системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 14 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г,(ФГОС ДО). 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса не полностью соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ помогает обеспечению воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). 15 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 3.4. Календарный план воспитательной работы МКДОУ «Победовский детский сад»» на 2021-2022 учебный год Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Срок проведения Формы работы Младший возраст Средний возраст Старший возраст Сентябрь Беседа «В гостях у Мойдодыра» «Разговор о профессиях» Почему родителиходят на работу? Октябрь Трудовые поручения Убираем игрушки Труд в уголкеприроды Помоги накрыть настол Ноябрь Наблюдение за трудом взрослых Дидактические игры Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом кастелянши «Кто что делает?» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Декабрь Экскурсия Кто работает вдетском саду? В магазин В Сбербанк Январь Игровые обучающие ситуации «Вымоем посуду» «Купаем кукол» «Покажем малышам как ухаживать за растениями» Февраль Встреча с людьми интересных профессий «Есть такая профессия – Родину защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» Март Фотовыставка «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» 16 Апрель Май Июнь Август Литерату рная гостиная «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» Просмотр мультфиль мов, развивающих видео Театрализова нная деятельность Тематиче ские мероприя тия «Три кота» сборник серий опрофессиях «Почему родителиработают?» Навигатум «Каллейдоскоп профессий» Навигатум «Парад профессий» Музыкальное развлечение «Деньтруда» Музыкальное развлечение «День труда» Музыкальное развлечение «День труда» Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», В. Маяковский «Кем Быть?», И. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Чуковский «Айболит», «Федориногоре», русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю. Тувим «Всѐ для всех» Сюжетно«Магазин» «Птицефабрика» Туристическое агентство ролевыеигры «Огни Дагестана» Трудовые поручения Кормление птиц Уборка в песочнице Уборка на участке 17 Модуль «Патриотическое воспитание» Срок проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Младший возраст Средний возраст Старший возраст Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Развлечение «Праздник дружной семьи». Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Развлечение «Праздникдружной семьи». Виртуальная экскурсия «Счего начинается Родина?» Дидактическая игра «Мой адрес» Мой город – Энгельс Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» «Мой адрес» Мой город – Энгельс Виртуальная экскурсия вкраеведческий музей Народные игры,фольклор Развлечение «Семья –дороже всего» «Памятники и достопримечательностиродного города» Оформление фотовыставки «Моибабушка и дедушка» Оформление фотовыставки «Моибабушка и дедушка» «Моя Родина – Россия» Фестиваль творчества «Мы едины- инепобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) «Моя Родина – Россия» к Международному Днюпожилого человека Фестиваль творчества «Сила России – в единственародов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» Оформление экспозиции фотографий «День матери» «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» «Русский народныйкостюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» Фестиваль творчества «Мыединыи непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Оформление экспозициирисунков и фотографий «Сердце матери лучшесолнца греет» «Как жили наши предки» Посещение «избы» 18 «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор Январь Фотоотчет о проведении новогодних праздников вдетском саду и семье. «Дымковская игрушка» Оформление выставки «Мастера земли русской» Февраль Март Фотоотчет о проведении новогоднихпраздников в детском саду и семье. «День знаний о промыслах России» Оформление выставки «Мастера землирусской» «Культура и традициирусского народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор Фотовыставка о проведении новогоднихпраздников. «День знаний о промыслах России» Оформление выставки «Мастера земли русской» «Мир вокруг нас» «Народы нашей страны» «Народы нашейстраны» Дидактическая игра «Народы России» Дидактическая игра «Народы России» Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии «Наши мамы и бабушки» Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии «Наши мамы ибабушки» Беседа о разных странах иих жителях. Дидактические игры: «Ктов какой стране живет», «Иностранец». Праздник «Наша Армияродная» стихи, песни, фотографии «Мамочка любимая» Изготовление альбомаСтихи, песни Изготовление альбомаСтихи, песни Изготовление альбомаСтихи, песни Праздник 8 Марта Праздник 8 Марта «Люби и знай роднойсвой край» «Люби и знай родной свойкрай» Викторина «Назовисказки» «День космонавтики» Конкурс знатоков родногокрая «День космонавтики» Экскурсия на местоприземления Ю.Гагарина Экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Праздник 8 Марта «Люби и знай родной свойкрай» Апрель «Культура и традициирусского народа» «Праздники на Руси»Народные игры, фольклор Викторина «Назови сказки» «День космонавтики» Просмотр мультфильма 19 Конкурс проектов «Паркии скверы города» Май Июнь Август Праздник Конкурс проектов «Природа России» Праздник Конкурс проектов «Природные богатстваРоссии» Праздник «День Победы» «День Победы» «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Их подвигом гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Приглашаем в гостик нам» «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» «Их подвигом гордятся внуки» «Панорамы боевых действий» моделирование Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» Спортивное развлечение «День России» Праздник «Мама, папа, Я –наша дружная семья Викторина «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина Спортивное развлечение «ДеньРоссии» Праздник «День семьи» Спортивное развлечение «День России» Праздник «День семьи» 20 Модуль «Конкурсное движение» Срок проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Август Младший возраст Фото- конкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Фестиваль конструирования Конкурс детских рисунков «Папа может всѐ!» Конкурс «Красота природного мира» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» Смотр – конкурс «Огород на подоконнике» «Мы – наследники Победы» Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветныеладошки» Фото-конкурс «СУПЕР-семейка» Средний возраст Старший возраст Фото- конкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «В единстве наша сила» Фото- конкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчеств «Осенняя фантазия» Конкурс чтецов «В единстве наша сила» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская ДедаМороза» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская ДедаМороза» Фестиваль конструирования Конкурс детского творчества «Вдохновение-Зима» Конкурс детских рисунков «Папа может всѐ!» Конкурс «Красота природного мира» Конкурс детских рисунков «Папа может всѐ!» Конкурс «Красота природного мира» Конкурс детскоготворчества «КосмоSTAR» Смотр – конкурс «Огород на подоконнике» «Мы – наследникиПобеды» Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветные ладошки» Фото-конкурс «СУПЕР-семейка» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» Смотр – конкурс «Огород на подоконнике» «Май. Весна. Победа» Конкурс рисунков на асфал «Разноцветные ладошки» Фото-конкурс «СУПЕР-семейка» 21 Модуль «Экологическое воспитание» Срок проведения Младший возраст Средний возраст Старший возраст Сентябрь Аппликация «Бабочки» Октябрь Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» Изготовление подарков из природных Занятие «Знакомство с Изготовление подарков из природных материалов кпразднику «День пожилого корнеплодами репы и моркови» материалов кпразднику «День пожилого человека» человека» Ноябрь Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо» Театрализованное развлечение «День птиц» Театрализованное развлечение «День Наблюдение за погодными птиц» явлениями Декабрь НОД «Растения леса» Экскурсия «Деревья осенью» Беседа «Братья наши меньшие», Театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил» Изготовление кормушки для птиц Занятие «Украсим елку Изготовление кормушки для птиц снегом» Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка). Январь Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Февраль Занятие «Заяц и волк — лесные жители» Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?» Экспериментирование со снегом и льдом 22 Март Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никитаохотник», Почему у земли платье зеленое А. Лопатина, Кто землю украшает А. Лопатина, Могучая травинка М. Скребцова Изготовление листовок «Берегите воду!» (22 марта Всемирный день воды) Апрель Май Июнь Октябрь май Август Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада. Акция «Каждую соринку –в корзинку!» Акция «Каждую соринку – в корзинку!» Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли»Беседа «Как беречь природу?» Цикл наблюдений за цветущими растениями Цикл наблюдений за цветущими на территории детского сада. растениями на территории детского сада. Чтение экологических сказок о мусоре: Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка), Маша и Медведь (Экологическая сказка), Нет места мусору (Экологическая сказка), Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка). Экологооздоровительный праздник. Экологооздоровительный праздник. Экологооздоровительный праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш «Наш огород», «Домашние «Домашние животные» и др огород», «Домашние животные» и др животные» и др Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Праздник Дня защиты окружающей Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. среды «Бесценная и всем необходимая вода» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. 23 Модуль «Основы здорового образа жизни» Срок проведения Младший возраст Сентябрь Беседа «Чумазый мальчик» Средний возраст Беседа «Я и моѐ тело» Старший возраст Беседа «Личная гигиена» Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З.Бяльковская «Юля – чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» Игровая ситуация «В гостях Игровая ситуация «Как Сюжетно-ролевая игра у Мойдодыра» привести себя в порядок» «Аптека» Октябрь Ноябрь Декабрь Подвижная игра «Красный,желтый, зеленый» Подвижная игра «Красный,желтый,зеленый» Подвижная игра «Ксвоим знакам» Игровая ситуация «Помогизайке перейти дорогу» Игровая ситуация «Едем вавтобусе» Игровая ситуация «Однажды на улице» Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» Дидактическая игра «Комучто нужно?» Дидактическая игра «Покажи правильно» Дидактическая игра «Если кто-то заболел» Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в медицинскийкабинет Экскурсия в медицинскийкабинет 24 Январь Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», Т. Волгина «Два друга» Игровая ситуация Игровая ситуация Игровая ситуация «Один дома» «На игровой площадке» «Поведение с незнакомыми людьми» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. Толстой «Буратино», С. Маршак «Сказкао глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси» Февраль Беседа «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» Дидактическая игра «Разложи на тарелкахполезные продукты» Проектная деятельность «Где хранятся витамины?» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание» Март Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь» Театрализованная деятельность Беседа «От чего происходят пожары?» Игровая ситуация «Если возник пожар?» Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» 25 Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цыферов «Жил был на свете слоненок», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Е. Хоринская «Спичка - невеличка» Апрель Социальная акция «Дети не умеют летать!» День Здоровья День Здоровья День Здоровья Экскурсия на городскойстадион Май Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбукабезопасности» Викторина «Правила дорожные детям знатьположено» Чтение художественной литературы Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход», С. Михалков «Дядя Степа милиционер» Июнь Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» Дидактическая игра растѐт?» Август «Чтогде Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» Просмотр мультфильмов Смешарики на воде, Спасики его команда Летняя школа безопасности Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» Беседа «Как вести себя на природе?» Летняя школа безопасности «Осторожно,насекомые!» Летняя школа безопасности «Безопасность на воде» Конкурс рисунков «Школа светофорных наук» Экскурсия к перекрѐстку 26 27 28