Юный эколог

1

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………..3
2. Содержание изучаемого курса………………...6
3. Учебно–тематический план ………………...…9
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы….11
5. Список литературы……………………………12
6. Приложение……………………………………13

2

Пояснительная записка
В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно
актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система
непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического
воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и
огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для
успешного экологического воспитания в детском саду. Вторая сторона проблемы - это
повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы
в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей,
так и для взрослых.
При построении системы работы по экологическому образованию
дошкольников очень важно учитывать сочетаемость задач реализуемой основной
образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической
направленности.
Настоящая программа разработана на основе парциальной программы
С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с
которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения.
В год проводится занятия:
Младшая группа 1 раз в месяц. 9 - занятий.
Средняя группа 1раз в месяц. 9 - занятий.
Старшая группа 1 раз в месяц. 9 - занятий.
Подготовительная группа 1 раз в месяц. 9- занятий.
Продолжительность каждого занятия составляет во второй младшей группе не более 15 мин.;
в средней группе - до 20 мин.; в старшей группе - до 25 мин,
в подготовительной к школе группе не более 30 мин.
В план занятия включаются физкультминутки. Двигательная активность помогает
раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.

Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного
типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.
Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в
домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности,
художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок,
экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:
- игра - путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;

3

Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.

Наглядные

Практические

Экскурсии
Продуктивная деятельность
Целевые прогулки
детей,
Наблюдения
Оформление гербарий,
Показ сказок (педагогом,
коллекций,
детьми)
Изготовление наглядных
Рассматривание
пособий
иллюстраций, репродукций
Игра
Эксперименты
Дидактические игры (настольно(кратковременные длительные) печатные, словесные), ИгрыОпределение по определённым занятия Подвижные игры
предмета признакам
Творческие игры
Восстановление картины
целого по отдельным
признакам

4

Словесные
Рассказывание
Беседа
Чтение
художественной
и научнопопулярной
литературы

Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения дети могут:
- назвать некоторые растения, животных и их детенышей.
-выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
-проявлять бережное отношение к природе.

К концу второго года обучения дети могут:
-

назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
называть времена года.
знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.

К концу третьего года обучения дети могут:
- называть времена года, отмечать их особенности.
-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.
- бережно относиться к природе.

К концу четвертого года обучения дети могут:
- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся,
земноводные, насекомые.
- знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни
людей, животных, растений.
- знать правила поведения в природе и соблюдать их.
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между
природными явлениями.

Результаты освоения программы:
Количественный анализ:
• посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале;
проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту (см.
приложение 1.), практические материалы.
Качественный анализ:
• формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в
достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ
исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в
викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных экологическим темам, детские
выставки в детском саду и за его пределами.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени
прохождения материала.
Программа может
быть использована в работе
кружков,
как
специализированная, для дополнительного образования детей по экологическому воспитанию.
Основная цель предлагаемой программы - привитие основ экологической культуры
дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние
человека на окружающий мир.

5

Задачи программы
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с

•
•
•
•

дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами,
наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим
материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е.
представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
осознание детьми знаний о том, что растения и животные - это живые организмы;
о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их
функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и
хозяйственной деятельности человека;
показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

•
•
•

привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений
видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды,
эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

•
•
•
•
•

развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с
природой;
развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения
видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
формирование навыков рационального природоиспользования;
охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Содержание изучаемого курса
1.
2.

Первый год обучения (Младшая группа)
Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Осень в природе. Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние

изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме,
знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и
мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т.д.).
3.
Комнатные растения. Общее знакомство с комнатными растениями (растение -

6

живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами
ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно
с педагогом.
4.
Зима в природе. Зимние изменения в жизни растений и животных участка.
Знакомство с зимующей птицей - Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц.
Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день.
5.
Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы,
животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных. Знакомство
ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями.
6.
Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение
мониторинга.

Второй год обучения (средняя группа)
1.
2.

Вводное занятие. Выявление накопленных знаний о природе.

Осень в природе и практическая деятельность на участке д/сада.
Осенние явления в природе. Знакомство с усложненным календарем наблюдений.
Знакомство с новым деревом и кустарником, подготовка к зиме. Осенняя окраска листьев и
сбор листьев для поделок из природного материала.
3.
Практическая деятельность в уголке природы. Знакомство с 2-мя комнатными
растениями. Уточнение строения растений. Значение органов растения для их развития,
растение - живой организм. Выделение признаков живых организмов.
4.
Зима в природе. Сезонные явления в зимнее время. Знакомство с новыми дикими
животными - лось, зимующей птицей - поползень. Трудности в жизни диких животных в
зимнее время года. Совместное изготовление кормушки и подкормка птиц, прилетающих на
участок. Рассматривание снежинок.
5.
Весна в природе. Признаки наступления весны, наблюдение за появлением первой
травы, набухание почек, появление первых листочков. Весеннее изменения в жизни
животных, появление потомства. Ознакомление с основными правилами поведения на
природе. Самостоятельное выращивание лука, наблюдение за птицей -Воробей.
6.
Экскурсии в природу в осеннее, зимнее и весеннее время года. Во время
проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и
подвижные игры в соответствии с темой занятия.
7.
Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение
мониторинга.

Третий год обучения (старшая группа)
1.
2.

Вводное занятие. Воспоминание о лете.
Осень в природе Осенние явления в природе. Знакомство с распространенными

растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на
участке д/сада. Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян.
Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно.
Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр
деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
3.
Деятельность в уголке природы. Знакомство с растениями, имеющими
видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих
7

растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их
осенью и уход за ними.
4.
Экскурсии. Экскурсии в «зимний сад» .
5.
Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового
покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее
время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой.
Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей - Снегирь. Изготовление
(самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц. Опыты со снегом и
льдом.
6.
Деятельность в уголке природы в зимнее время. Особенности содержания
комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение).
Выращивание выгоночных культур - лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла).
7.
Лес - многоэтажный дом. Роль северного леса в природе и жизни человека. Кто
охраняет лес (+) и (-) влияние деятельности человека на лес.
8.
Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение
внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых.
Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Опыты с воздухом.
9.
Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение
мониторинга.
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с
использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся
элементарные опыты с объектами неживой природы.
Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с
педагогом по изобразительной деятельности.

Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа)
1.
Вводное занятие. Определение уровня экологической воспитанности детей. Осень в
природе.

2.

Знакомство с усложненным календарем наблюдений.. Связь сезонных

изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее
распространенные животные лесов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к
зиме многолетних травянистых растений. Злаковые культуры, их значение для жизни
человека. Охрана природы осенью. Сбор растений для гербария. Оказание помощи больным
и поврежденным деревьям. Опыты с песком и глиной.
3.
Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца.
Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с
новым диким животным - бобр, куница; птицей - дятел. Условия обитания диких животных в
зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание
кормушек вне территории д/сада. Определение загрязненности снега в различных участках
поселка (дорога, д/сад). Опыты с водой.
4.
Лес - многоэтажный дом. Знакомство с лесом - как сообществом растений и
животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими
цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.
5.
Весна в природе. Связь весенних явлений в природе с изменением высоты солнца.
8

Природоохранная деятельность с наступлением весны. Раннецветущие травянистые
растения. Связь сроков появления насекомых и другими сезонными явлениями природы.
Опыты по определению загрязненности воздуха.
6.
Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.
7.
Деятельность в уголке природы. Практическая деятельность в уголке.
Практические работы в уголке проводятся в зависимости от времен года. Осень:
классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги.
Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка
почвы для дальнейшего использования в уголке природы. Весна: Знакомство с разными
способами размножения комнатных растений, их болезни и особенности ухода. Уход за
растениями ведутся посезонно.
8.
Экскурсии. Экскурсия в «зимний сад» МКШИ. Распознавание зимующих птиц по
внешнему виду.
9.
Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение
мониторинга.

10.

Учебно-тематический план
Первый год обучения (Младшая группа)
Примерный тематический план
№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

1

Вводное занятие

1

1

2

Осень в природе

2

1

3

Комнатные растения

1

1

4

Зима в природе

2

1

1

5

Весна в природе

2

1

1

6

Итоговое занятие

1

Итого

9

9

Практика

1

1
5

4

Второй год обучения (средняя группа)
Примерный тематический план

№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

1

Вводное занятие

1

1

2

Экскурсия

2

1

3

Осень в природе

1

1

4

Зима в природе

1

1

5

Деятельность в уголке природы

1

6

Весна в природе

2

7

Итоговое занятие

1

Итого

9

1

Практика

1

1
2

3

6

Практика

Третий год обучения (старшая группа)
Примерный тематический план
№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

71

Вводное
занятие
Весна
в природе

11

11
1

2
8

Осень в природе
Весенние работы в уголке природы

1
1

1

3
9

Экскурсия
Итоговое занятие

1
1

1

4
Итого

Деятельность в уголке природы

1
9

5

5

Зима в природе

1

1

6

Лес - многоэтажный дом

1

1
1
4

1

:

7

Весна в природе

1

8

Весенние работы в уголке природы

1

9

Итоговое занятие

Итого

10

1
1

1

1

9

5

4

-

Методическое обеспечение программы
-

Теоретический материал:

« Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.
Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
-«Почва-живая Земля» Н.Р.Рыжова.
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий»
Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Ознакомление с окружающим миром: два веселых гуся»;
- «Как дятел весну встречал»;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

-

- набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Морские тайны»;
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных»

11

Список литературы:
Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у
шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31
2.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей,
воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.:
Просвещение,1978.-223 с.

1.

Виноградова Н.Ф. Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана Граф,2007.-144с.
4.
Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода
дошкольного детства.- Ростов - на - Дону: издательство Ростовского государственного
педагогического университета, 2001.-288 с.

3.

5.

Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.
Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.

6.

Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.:
Просвещение, 1988,- 223 с.

7.
8.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.

9.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.

Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под.
ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.

10.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического
образования/ Под. ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.

11.

Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под. ред.
Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998.

12.

Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. М.:Просвещение,
2001.-2008

13.
14.

Николаева С.Н. Наблюдая - познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.

15.

Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.

16.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.

17.

Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.

12

Приложение 1.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые
результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает «на глаз», но
специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и
точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как
целесообразно проверять диагностикой?
В программе «Юный эколог» основными категориями являются две - «экологические
знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение»
аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и
чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе,
сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на
выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания,
так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие
с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а
ведет себя иначе, не в соответствии с ними. Как же проявляются знания и отношение? Как
обнаружить их в диагностической процедуре?
Знания (осознанные) всегда вербальные. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или
предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить
каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему
произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру,
реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в переживаниях (а они
могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках,
систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать
пояснения взрослых, в чтении книг). Самые яркие проявления отношения - поведенческие,
которые сочетают практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такую
палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях.
Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной
жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента - специально
организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме
диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого
времени (от одной до трех недель).
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы,
которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном
контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды
деятельностей.

13

Выявляя отношение детей к природе, воспитатель может провести, кроме длительных
наблюдений, естественный эксперимент, например, в форме специально организованной
ситуации «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки.
В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или
старший воспитатель)1. В этой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми,
подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнет
объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого
из детей.
Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого
воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их
поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это
каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой
воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологической
воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в
год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно
описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и
какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической
работы. На основе результатов диагностики заведующая и воспитатели корректируют свою
деятельность, планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в
работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей,

14

1
2
3

Выводы

15

животные
владение навыками проведения простейших опытов с объектами неживой природы: водой, песком

владение простейшими навыками наблюдения за объектами природы

знание названий некоторых диких животных, их детенышей и пользы

знание названий некоторых домашних животных, их детенышей и пользы для
человека

нежив
живая природа
ая
растения
умение различать домашних и диких

умение ухаживать за растениями вместе со взрослыми

знание названий некоторых растений

умение различать деревья, кустарники, травы

отношение к умения детей
природе
знание времен года, их последовательности, характерных признаков

умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи

И.Ф. ребенка
владение некоторыми нормами поведения

№
проявление бережного отношения

проявление интереса к заметным явлениям природы

Диагностическая карта реализации Программы «Юный эколог» в младшем дошкольном возрасте за 20 _________ -20 __ учебный год
Группа __________________________ Дата __________________ Воспитатели ______________________________________________________

И.Ф.ребенка

отнош ение к
умения детей
миру п рироды
1
2
3 4 неживая п рирода живая природа
5 6 7 8 9
растения
1
0

11

1
2

1
2
3
Выводы

16

животные
1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

навыки
эксперемен
тирования
25
2
26
4

олохи

№

Диагностическая карта реализации Программы «Юный эколог» в старшем дошкольном возрасте за 20 __________ -20 __ учебный год
Группа __________________________ Дата __________________ Воспитатели ______________________________________________________

Вопросы к диагностической карте
1. Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы
2. Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению
по отношению к миру природы
3. Владение навыками экологически безопасного поведения в природе
4. Стремление к исследованию объектов природы, умение делать
устанавливать причинно-следственные связи
5.Знание характерных признаков разных времен года 6.Знание
причины смены времен года
7. Вода, ее свойства, значение для живого
8. Воздух, его свойства, значение для живого 9.Земля,
свойства, значение для живого 10.Знает и различает 4-5
видов деревьев
11. Кустарники
12. Травы
13. Растения леса, сада, луга, поля
14. Комнатные растения
15. Условия необходимые для роста растения
16. Уход за растения в уголке природы и на участке
17. Домашние животные и их детеныши
18. Дикие животные средней полосы и их детеныши
19. Животные и птицы полярных районов Земли
20. Животные и птицы жарких стран
21. Дикоративные животные
22.Зимующие и перелетные птицы
18. Насекомые
19. Навыки ухода за декоративными животными
20. Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
21. Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности

17

выводы,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».