1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Программа составлена с использованием парциальной Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки», с
учетом основной образовательной программы муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения «Победовский детский сад».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного
воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством
развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и
является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний.
Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие
художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию
художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа,
который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью,
гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к
характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных
возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам
выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством
искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого
раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как
содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему
специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и
создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения
мира.
Изучение
психологического
механизма
развития
способности
восприятия
художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи
видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической
апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от
овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые
ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и
от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного
объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными
выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к
эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию
его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых,
передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство
формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами
разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической
деятельности.
1.1. Цель и задачи Программы
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического
отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи художественно-творческого развития детей:
► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов
для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета,
фактуры.
► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской,
богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой
трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных
игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с
произведениями народных мастеров.
► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их
изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской
книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е.,
Репкина П.
► Организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем
виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
(«Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака»,
«Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи
купаются в лужах» и т.д.).
► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки
(обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать
художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих
компонентов).
► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов
изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной
выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании
выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить
детей:
►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными
графическими и живописными средствами
► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями
(например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии
(вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и
прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью
(аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу,
проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-,
двух- и многоцветные выразительные образы;
► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
1.2.Принципы и подходы построения и реализации Программы
Общепедагогические
принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного
пространства ГОУ:
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального
эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания
программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в
данный момент времени;
► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от
близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественнотворческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и
индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы
отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической
деятельности:
► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных
возрастов;
► принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы
для развития образных представлений;
► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий,
направленных на создание выразительного художественного образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и
деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной
открытости).
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки»
сформулированы
педагогические
условия,
необходимые
для
эффективного
художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной
творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации,
художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративноприкладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его
индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений
действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик
на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность,
посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к
оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический
компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры
личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей
к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс
взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет
распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из
которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы
соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.
Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и
индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной
установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоциональноэстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в
разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение
интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая
направленность.
2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической
апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и
экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный
опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности.
Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства,
начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у
ребёнка формируются практические художественные умения и в результате складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что
наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют
ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под
руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно
применять в творческих ситуациях.
3. Специфические
художественные
и
творческие
способности (восприятие,
исполнительство и творчество).
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий
характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми
обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной
деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной
деятельности.
3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
Согласно результатам проведенного анкетирования среди родителей, приоритетным
пожеланием их было, уделять больше внимания на творческое развитие детей. В связи с
этим было решено выбрать художественно-эстетическое направление в работе с детьми и
разработать программу по рисованию с целью углубления знаний и умений детей
применять в рисовании нетрадиционные техники.
За основу была взята программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет Лыковой И.А.) В данной Программе новизна обстановки, необычное
начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не
повторяющиеся задания, живость и непосредственность восприятия и деятельность.
Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по
схеме «взрослый учит - ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей
деятельности. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате
целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество
норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий
других детей.
4. Планируемые результаты освоения Программы
К четырём годам
К пяти годам
К шести годам
Изображает отдельные
предметы, простые по
композиции и
незамысловатые по
содержанию
сюжеты. Подбирает
цвета, соответствующие
изображаемым
предметам. Правильно
пользуется
карандашами,
фломастерами, кистью и
красками.
Изображает
предметы путем
создания
отчетливых форм,
подбора цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
разных
материалов.
Передаёт
несложный сюжет,
объединяя в
рисунке несколько
предметов.
Выделяет
выразительные
средства
дымковской и
филимоновской
игрушки.
Украшает силуэты
игрушек
элементами
дымковской и
филимоновской
росписи
Создаёт
изображения
предметов (с
натуры, по
представлеию);
сюжетные
изображения.
Использует
разнообразные
композиционные
решения
,изобразительные
материалы.
Использует
различные цвета и
оттенки для
создания
выразительных
образов.
Выполняет узоры по
мотивам народного
декаративноприкладного
искусства.
На этапе
завершения
дошкольного
образования
Ребенок обладает
развитым
воображением,
различает виды
изобразительного
искусства.
Называет основные
выразительные
средства
произведений
искусства
1.5 Оценивание качества образования.
В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, а также комментарием Минобрнауки
РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательной программы педагоги учреждения
обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической
диагностики для:
► Индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построении
его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию
развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;
► Оптимизация работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится воспитателями в виде мониторинга, что
предполагает непрерывный процесс наблюдения, анализ продуктов детской деятельности,
а также учета критериев и показателей по образовательным областям.
Преимущественно
используется
метод
систематического
включенного
наблюдения.
Промежуточная диагностика проводится в декабре. К этому времени проявляются
не только проблемы, но и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится
легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки. Промежуточная
диагностика проводится преимущественно с использованием метода наблюдения.
Итоговая педагогическая диагностика проводится в мае и заключается в
обобщении, сравнении, сопоставлении данных, полученных в результате первичной и
итоговой диагностики.
По результатам педагогической диагностики проводится проектирование
образовательного процесса.
2. Содержательный раздел.
2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в образовательной области «Художественно –
эстетическое развитие».
Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).
Младшая группа (3-4 года)
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы
(голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю
разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш,
фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного
движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на
кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю
краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде
чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку
или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый,
желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать
внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать
детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты
игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов
(блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков
(опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица»,
«дождик, дождик, кап, кап, кап...»).Учить изображать простые предметы, рисовать прямые
линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки,
дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению
предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из
комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и
др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя
изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или
изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и
червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему
листу.
Средняя группа (4-5 лет)
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать
сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки
гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним
другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о
форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине,
расположении частей.Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на
всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево
высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать
представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К
уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светлозеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить
смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание
использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на
многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть,
фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей
закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном
направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей
форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие
линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед
использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение
получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать
умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов
(кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные
композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать
дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия
прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для
росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек,
вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить
выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и
называть цвета, используемые в росписи.
Старшая группа (5-7 лет)
Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке
образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать
внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей;
побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов
в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут поразному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа
могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить
передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями:
учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в
высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не
очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и
приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши,
гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры,
разнообразные кисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым
карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании
изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать
акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета,
плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами:
широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая
кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания
об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками
(голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить
смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и
высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании
карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В
карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей
жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных
медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить
располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание
детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья
высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить
располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие
перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).
Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных
промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их
росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи,
знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего
разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее
цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых
тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью
Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую
работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с
региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам
городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными
элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать
узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для
развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани.
Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок,
свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор.
Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в
образовательной деятельности.
► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения
даром сопереживания;
► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире;
► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит,
линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны
быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к
художественной культуре);
► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование
эстетического вкуса;
► метод разнообразной художественной практики;
► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к
художественной деятельности;
► метод эвристических и поисковых ситуаций;
►словесный метод;
►наглядный метод;
►репродуктивный метод.
В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе
образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды
деятельности:
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд;
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
изобразительная (рисование);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный
компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент)
обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественноэстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Способы поддержки
детской инициативы
создание
условий
для
разнообразной
самостоятельной творческой деятельности
поощрение – одобрение, похвала,
награждение подарком,
эмоциональная поддержка, проявление особого
доверия, восхищения,
повышенного внимания и заботы;
наказание – замечание,
предупреждение, порицание,
индивидуальный разговор,
временное ограничение определённых прав или
развлечений;
образовательная ситуация;
игры;
соревнования; состязания;
выставки детских работ;
участие в конкурсах
привлечение детей к украшению группы к
различным мероприятиям
2.4 Календарно-тематическое планирование НОД (рисование)
Младшая группа 3-4 года.
Месяц
Сентябрь
Название занятия
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Задачи занятия
Рисование
круглых
двуцветных
предметов:
создание
контурных
рисунков, замыкание линии в кольцо и
«Разноцветные шарики»
раскрашивание,
повторяющее
очертания нарисованной фигуры.
«Яблоко
с
листочком
и Рисование
овальных
предметов:
червячком»
создание
контурных
рисунков,
«Ягодка
за
ягодкой
(на замыкание
линии
в
кольцо и
кустиках)»
раскрашивание,
повторяющее
очертания
нарисованной
фигуры.
Дополнение
изображения
карандашными рисунками (ниточки на
шариках).
Рисование предметов, состоящих из 2-3
частей разной формы. Отработка
техники
рисования
гуашевыми
красками. Развитие чувства цвета и
формы.
Создание ритмической композиции.
Сочетание изобразительных техник:
рисование веточек цветными
карандашами и ягодок -ватными
палочками.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
«Падают, падают листья»
«Грибы на пенёчке»
Рисование осенних листьев приёмом
«примакивания» тёплыми цветами
(красным, жёлтым, оранжевым
«Выросла
репка
большая- Создание коллективной композиции из
пребольшая»
грибов. Рисование грибов из 3-х частей
(ножка, шляпка, травка).
«Мышка-норушка»
Создание
сказочной
композиции,
рисование репки и домика .
Рисование
овальной
формы,
дорисовывание
необходимых
элементов, создание сказочного образа.
Изображение тучи и града ватными
«Град, град!»
палочками
«Светлячок» по мотивам
с изменением частоты размещения
стихотворения В. Шипуновой.
пятен
«Сороконожка в магазине»
(пятнышки на туче близко друг к другу,
«Полосатые полотенца для
град на
лесных зверушек»
небе - более редко, с просветами.
«Вьюга-завирюха»
Знакомство с явлением контраста.
Рисование
светлячка (по представлению) на
бумаге
чѐрного или тѐмно-синего цвета.
Развитие
воображения
Рисование сложных по форме
изображений на
основе волнистых линий. Согласование
пропорций фона (листа бумаги) и
задуманного образа.
Рисование узоров из прямых и
волнистых линий на длинном
прямоугольнике. Развитие чувства
ритма (чередование в узоре 2-3 цветов
или разных линий)
Рисование хаотичных узоров в технике
по-мокрому. Раскрепощение рисующей
руки: свободное проведение кривых
линий.
Развитие
чувства
цвета
«Серпантин»
«Праздничная ёлочка»
«Волшебные снежинки»
(восприятие
и
создание
разных
оттенков
синего).
Выделение
и
обозначение голубого опенка.
Свободное проведение линий разного
цвета (красного, синего, жёлтого,
зелёного) и различной конфигурации
(волнистых, спиралевидных, с петлями
и их сочетание). Самостоятельный
выбор листа бумаги для фона (формат,
размер, величина). Раскрепощение
рисующей руки.Развитие чувства цвета
и формы.
Рисование и украшение пушистой
нарядной ёлочки. Освоение формы и
цвета
как
средств
образной
выразительности.
Понимание
взаимосвязи формы, величины и
пропорций изображаемого предмета.
Рисование шестилучевых снежинок из
трёх линий с учётом исходной формы
(круг, шестигранник), дорисовывание
узоров фломастерами или красками (по
выбору детей).
Январь
«Бублики-баранки»
Февраль
«Катится колобок по дорожке»
«Снеговик-великан»
«В некотором царстве»
«Робин Красношейка»
«Большая стирка» (платочки и
полотенца)
«Мойдодыр»
Рисование кругов, контрастных по
размеру (диаметру). Самостоятельный
выбор кисти: с широким ворсом - для
рисования баранок, с узким ворсом -для
рисования бубликов.
Рисование
по
сюжету
сказки
«Колобок». Создание образа колобка на
основе круга или овала, петляющей
дорожки -на основе волнистой линии с
петлями.
Самостоятельное
использование таких выразительных
средств, как линия, форма, цвет.
Создание образа снеговика, сказочной
обстановки. Развитие чувства формы и
ритма, глазомера и мелкой моторики.
Рисование по мотивам
сказок. Самостоятельный выбор
темы,образов сказочных героев и
средств художественно-образной
выразительности. Развитие
воображения.
Создание образа лесенки: наклеивание
готовых форм – бумажных
полосок. Дорисовывание сюжета по
своему замыслу.
Рисование предметов квадратной и
прямоугольной
формы.
Создание
Март
«Цветок для мамочки»
«Сосульки»
«Неваляшка танцует»
«Солнышко,солнышко,
Раскидай колечки!»
композиции на основе линейного
рисунка (бельё сушится на верёвочке.
Создание
весёлых
композиций:
рисование готовых фигурок на цветной
фон, рисование на них «грязных»
пятен, дорисовка «ёмкостей» для
купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)
Подготовка картин в подарок мамам на
праздник. Освоение техники рисования
тюльпанов в вазе. Самостоятельный
выбор цвета красок, размера кисточек и
формата бумаги.
Создание изображений в форме
вытянутого треугольника. Сочетание
изобразительных техник: обрывная
аппликация, рисование красками и
карандашами. Воспитание интереса к
рисованию
Изображение неваляшки в движении (в
наклонном положении). Сочетание
материалов и способов создания образа.
Развитие чувства формы и ритма
Самостоятельный выбор материалов и
средств художественной
выразительности для создания образа
фольклорного солнышка
Апрель
«Ручеёк и кораблик»
«Почки и листочки»
«Божья коровка»
«Флажки»
Составление композиции из нескольких
элементов разной формы (ручеёк и
кораблики). Развитие чувства формы и
композиции.
Освоение
изобразительновыразительных средств для передачи
трансформации
образа:
рисование
ветки с почками и листочками.
Рисование
выразительного,
эмоционального
образа
жука
«солнышко» (божьей коровки), на
основе зелёного листика, вырезанного
воспитателем. Развитие чувства цвета и
формы.
Рисование флажков разной формы
(прямоугольных, пятиугольных,
полукруглых). Развитие чувства формы
и цвета.
Май
«Филимоновские игрушки»
«Цыплята и одуванчики»
Продолжение
знакомства
с
филимоновской
игрушкой.
Оформление
силуэтов
фигурок
освоенными
декоративными
элементами.
Проведение
тонких
прямых линий кисточкой, нанесение
цветных
пятен
приёмом
«примакивание». Воспитание интереса
к народному декоративно-прикладному
искусству. Развитие «зрительской»
культуры и художественного вкуса.
Создание монохромной композиции
на цветном фоне. Рисование цыплят и
одуванчиков нетрадиционными
способами (пальчиками, ватными
палочками, тряпочкой). Создание
условий для экспериментирования с
художественными материалами.
Воспитание интереса к природе и
отражению представлений
(впетчатлений) в доступной
изобразительной деятельности
Средней группе ( 4-5 лет)
Месяц
Название занятия
Сентябрь
«Весёлые картинки»
Октябрь
Ноябрь
Задачи занятия
Определение замысла в соответствии с
назначением
рисунка
(картинка
для
«В лесу»
шкафчика). Самостоятельное творчество «Цветочная клумба»
рисование
предметных
картинок
и
оформление рамочками
Рисование простых сюжетов по замыслу.
«Весёлый поезд»
Выявление уровня развития графических
умений и композиционных способностей.
Рисование цветов разной формы, подбор
красивого цветосочетания. Освоение приёма
оформления цветка(красивое расположение,
украшение декоративными элементами)
Рассматривание вида из окна.
Создание коллективной композиции из
паровозика и вагончиков.
«Храбрый петушок»
Рисование петушка гуашевыми красками.
Совершенствование
техники
владения
«Листопад и звездопад»
кистью: свободно и уверенно вести кисть по
ворсу, повторяя общие очертания силуэта
«Яблочко спелое»
Создание красивых композиции на бумаге.
Знакомство с явлением контраста
«Кисть рябины красной»
Рисование многоцветного (спелого) яблока
гуашевыми красками и половинки яблока
(среза)
цветными
карандашами
или
фломастерами
Создание красивых осенних композиций с
передачей настроения. Свободное сочетание
художественных материалов, инструментов
и техник.
«Мышь и воробей»
Создание простых графических сюжетов по
мотивам сказок. Понимание обобщённого
«Зайка
серенький
стал способа изображения разных животных
беленьким»
(мышь и воробей)
«Бабушкин домик»
«Сказочный дворец»
Декабрь
«Котятки и перчатки»
«Наша ёлочка»
«Сказочные птицы»
«Забавные животные»
Январь
«Зимние забавы»
«Клякса»
«Дворец для снегурочки»
«Девочка-снегурочка»
Трансформация выразительного образа
зайчика: замена летней шубки на зимнюю раскрашивание бумажного силуэта серого
цвета белой гуашевой краской.
Дать представление о русской избе как
памятнике
русской
деревянной
архитектуры; учить передавать особенности
строения избы, украшать узорами окна,
двери.
Учить детей создавать сказочный образ,
рисуя основу здания и придумывая
украшающие детали ( решетки, балконы,
различные
колонны).
Учить
делать
набросок карандашом только главных
деталей; закреплять приёмы рисования
гуашью.
Изображение и оформление «перчаток»
(или «рукавичек») по своим ладошкам правой и левой. Формирование графических
умений - обведение кисти руки с
удерживанием карандаша на одном
расстоянии без отрыва от бумаги.
Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов
работы в зависимости от общей формы
художественного объекта .
Учить детей рисовать птиц по
представлениям (по сказкам); передавать в
рисунке правильную посадку головы птицы,
положение крыльев, хвоста; воспитывать
любовь и бережное отношение к пернатым.
Познакомить
детей
с
творчеством
Е.И.Чарушина; учить рисовать животных,
составляя изображение из простых форм
(овал, круг, линия и т.д.). Развивать
наблюдательность, эстетическое восприятие
окружающего мира и желание его
изображать
Рисование нарядных снеговиков в шапочках
и
шарфиках.
Освоение
приёмов
декоративного
оформления
одежды.
Развитие глазомера, чувство цвета, формы.
Познакомить
с
таким
способом
изображения, как кляксография; показать её
выразительные возможности; развивать
воображение,
фантазию,
интерес
к
творческой деятельности.
Продолжать знакомить детей с
произведениями поэтов, художников и
композиторов о зиме.Учить детей создавать
Февраль
Март
Апрель
сказочный образ, рисуя основу здания и
придумывая украшающие детали ( решетки,
балконы, различные колонны). Учить делать
набросок карандашом только главных
деталей; закреплять приёмы рисования
гуашью.
Учить детей рисовать Снегурочку в шубке,
смешивая цвета для получения новых
оттенков. Вспомнить с детьми содержание
сказки о Снегурочке, попросить придумать
новую сказку. Развивать самостоятельность,
творческую активность.
«Как розовые яблоки, на Рисование снегирей на заснеженных ветках.
ветках снегири!»
Создание простой композиции. Передача
особенностей внешнего вида конкретной
«Мишка и мышка»
птицы - строения тела и окраски.
Самостоятельный отбор содержания
рисунка. Решение творческой задачи:
«Храбрый мышонок»
изображение контрастных по размеру
образов (мишка и мышка) с передачей
«Замёрзшее дерево»
взаимоотношений между ними. Получение
серого цвета для рисования мышки.
Передача
сюжета
литературного
произведения:
создание
композиции,
включающей героя - храброго мышонка - и
препятствий, которые он преодолевает.
Учить создавать в рисунке образ
замёрзшего дерева; закреплять умение
правильно рисовать строение дерева (ствол,
сучки,
тонкие
ветви).
Развивать
воображение, творческие способности.
«Весёлые матрёшки »
Знакомство с матрёшкой как видом
народной игрушки. Рисование матрёшки с
натуры с передачей формы, пропорций и
«Красивые салфетки»
элементов оформления «одежды» (цветы и
листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).
Воспитание интереса к народной культуре.
«Подарим маме цветы»
Рисование узоров на салфетках круглой и
квадратной формы. Гармоничное сочетание
«Корабли на море»
элементов декора по цвету и форме (точки,
круги, пятна, линии прямые и волнистые).
«Кошка
с
воздушными Понимание зависимости орнамента от
шариками»
формы салфетки.
«Рыбки
играют,
рыбки Учить рассматривать живые цветы, их
сверкают»
строение, форму, цвет; рисовать стебли и
листья зелёной краской, лепестки- ярким,
«Изящные
рисунки красивым
цветом
(разными
Ю.Васнецова к к книге приёмами).Закреплять умение использовать
«Шутки-прибаутки»
в процессе рисования разнообразные
формообразующие движения.
«Кони на лугу»
Расширять представление детей о
морском транспорте. Учить задумывать
Май
композицию рисунка, его содержание.
Развивать
творческое
воображение,
эстетические чувства.
Рисование простых сюжетов по мотивам
литературного произведения. Свободный
выбор
изобразительно-выразительных
средств для передачи характера и
настроения персонажа кошки, поранившей
лапку).
Изображение рыбок из отдельных
элементов (кругов, овалов, треугольников).
Развитие
комбинаторных
и
композиционных умений.
Познакомить детей с творчеством
Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации
к детским потешкам, передавать образы
персонажей; развивать образное мышление,
воображение.
Учить составлять композицию с фигурами
лошадей, варьируя их положение на листе.
Учить рисовать коня, соблюдая основные
пропорции;
дополнять
рисунок
необходимыми элементами.
«Радуга-дуга,
не
давай Самостоятельное и творческое отражение
дождя!»
представлений о красивых природных
явлениях
разными
изобразительновыразительными средствами. Создание
интереса
к
изображению
радуги.
«Путаница»
Формирование
элементарных
представлений
по
цветоведению
«Праздничный салют»
(последовательность цветовых дуг в радуге,
гармоничные цветосочетания на цветовой
«Красивое платье»
модели).
Развитие
чувства
цвета.
Воспитание эстетического отношения к
природе.
Рисование фантазийных образов.
Самостоятельный поиск оригинального
(«невсамделишного»)
содержания
и
соответствующих
изобразительновыразительных средств. «Раскрепощение»
рисующей руки. Освоение нетрадиционных
техник (рисование пальчиками, ладошками,
отпечатки
разными
предметами,
кляксография).
Развитие
творческого
воображения и чувства юмора. Воспитание
творческости,
самостоятельности,
уверенности, инициативности.
Учить детей рисовать праздничный
салют, используя восковые мелки, акварель
или
гуашь;
познакомить
детей
с
достопримечательностями
г.Москвы;
прививать любовь к нашей Родине, её
традициям.
Познакомить детей с работой ателье мод;
нарисовать красивую одежду, развивать
эстетическое
восприятие;
обратить
внимание на то, что искусство окружает нас
повсюду.
Старшая группа (5-7 лет)
Месяц
Название занятия
Сентябрь
«Весёлое лето»
«Летняя палитра»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Задачи занятия
Рисование простых сюжетов с передачей
движений, взаимодействий и отношений
между персонажами.
«Деревья в нашем парке»
Создание беспредметных (абстрактных)
композиций; составление летней цветовой
«Кошки на окошке»
палитры.
Рисование лиственных деревьев по
представлению с передачей характерных
особенностей строения ствола и кроны.
Создание композиций из окошек с
симметричными силуэтами кошек и
декоративными
занавесками
разной
формы.
«Осенний натюрморт»
Рисование овощей по их описанию в
загадках и шуточном стихотворении;
«Осенние листочки»
развитие воображения.
«Игрушка дымковская»
Рисование осенних листьев с натуры,
передавая их форму карандашом и
«Нарядные лошадки»
колорит - акварельными красками.
Знакомство с дымковской игрушкой как
видом
народного
декоративноприкладного искусства.
Декоративное оформление вылепленных
лошадок по мотивам дымковской игрушки
(кругами, пятнами, точками, прямыми
линиями и штрихами).
«Золотая хохлома»
Знакомство детей с «золотой хохломой»,
рисование узоров из растительных
«Белая берёзка»
элементов (травка, Кудрина, ягоды,
цветы) по мотивам хохломской росписи.
«Лиса-кумушка»
Рисование осенней берёзки по мотивам
лирического стихотворения; гармоничное
«Чудесные
превращения сочетание разных изобразительных техник
кляксы»
Создание парных иллюстраций к разным
сказкам: создание контрастных по
характеру образов одного героя; поиск
средств выразительности.
Свободное
экспериментирование
с
разными материалами и инструментами:
опредмечивание-«оживление» необычных
форм.
«Белая берёза под моим Изображение
зимней
(серебряной)
окном…»
берёзки
по
мотивам
лирического
стихотворения; гармоничное сочетание
«Волшебные снежинки»
Январь
Февраль
Март
разных изобразительных техник.
Построение кругового узора из центра,
«Еловые веточки»
симметрично располагая элементы на
«Кошка с котятами»
лучевых осях или по концентрическим
кругам.
Рисование еловой ветки с натуры;
создание
коллективной
композиции
«рождественский венок»
Учить детей рисовать пушистый мех
животного с помощью жёсткой кисти.
Учить составлять композицию, учитывая
передний и задний план. Развивать
наблюдательность,
самостоятельность,
творческую активность
«Весёлый клоун»
Рисование
выразительной
фигуры
человека в контрастном костюме -в
«Весело качусь я под гору в движении и с передачей мимики (улыбка,
сугроб»(2 занятия)
смех).
Развитие
композиционных
умений
«Сказочная гжель»
(рисование по всему листу бумаги с
передачей
пропорциональных
и
пространственных отношений).
Познакомить детей с традиционным
русским
промыслом«гжельская
керамика»; освоить простые элементы
росписи (прямые линии различной
толщины, точки, сеточки). Воспитывать
уважение к народным умельцам.
«Наша группа»
Отражение в рисунке личных впечатлений
«Волшебные цветы»
о жизни в своей группе детского сада;
сотворчество и сотрудничество.
Рисование фантазийных цветов по
«Папин портрет»
мотивам экзотических растений; освоение
приёмов видоизменения и декорирования
«Милой мамочки портрет»
лепестков и венчиков.
Рисование мужского портрета с
передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения
конкретного человека (папы, дедушки,
брата, дяди
Рисование женского портрета с
передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения
конкретного человека.
«Солнышко нарядись»
Рисование
солнышка
по
мотивам
декоративно-прикладного искусства и
«Солнечный цвет»
книжной графики (по иллюстрациям к
народным потешкам и песенкам).
«Дымковская барышня»
Экспериментальное (опытное) освоение
«Весеннее небо»
цвета; расширение цветовой палитры
«солнечных» оттенков.
Декоративное
оформление
Апрель
«Я рисую море»
«Морская азбука»
«Превращения камешков»
«Наш аквариум»
Май
«Зелёный май»
«Радуга-дуга»
«Неприбранный стол»
«Рисуем музыку»
вылепленных фигурок по мотивам
дымковской игрушки (кругами, пятнами,
точками, штрихами.
Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому».
Свободное
экспериментирование
с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому.
Изготовление коллективной азбуки на
морскую тему: рисование морских
растений и животных, названия которых
начинаются на разные буквы алфавита.
Создание художественных образов на
основе природных форм (камешков).
Освоение разных приёмов рисования на
камешках различной формы.
Составление гармоничных образов
рыбок из отдельных элементов (кругов,
овалов, треугольников).
Экспериментальное (опытное) освоение
цвета; развитие творческого воображения,
чувства цвета и композиции; расширение
«весенней»
палитры.
Воспитание
художественного интереса к природе,
отображению
представлений
и
впетчатлений от общения с ней в
изодеятельности.
Самостоятельное
и
творческое
отражение представлений о красивых
природных
явлениях
разными
изобразительно-выразительными
средствами. Воспитание художественного
интереса к
природе, отображению
представлений
и
впетчатлений
от
общения с ней в изодеятельности.
Закрепить знания о жанре живописинатюрморте. Учить детей рассматривать
натуру, сравнивая длину, ширину, цвет,
форму
предметов.
Учить
делать
подготовительный набросок, т.е. строить
рисунок, намечая основные контурные
очертания простым карандашом; затем
закрашивать акварельными красками.
Продолжать
развивать
творческую
активность и воображение детей.
Учить ассоциировать музыку со своим
настроением, называть своё душевное
состояние и выражать его на бумаге при
помощи цветовых пятен, линий, образов.
Закреплять умение детей смешивать
цвета.
2.4 Работа с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей, создание единого образовательного
пространства, в котором все участники образовательного процесса (дети, родители,
педагоги) плодотворно взаимодействуют друг с другом.
Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей
развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
Задачи: привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности
способствующим возникновению творческого вдохновения;
Основные направления и формы взаимодействия ДОУ с семьями детей
1. Взаимное информирование основанное на взаимодоверии и взаимопонимании:
индивидуальные и коллективные беседы, консультации, анкеты, неформальные встречи,
опросы, интернет – сайты, дневники, фотоальбомы, разнообразные буклеты и др.
2. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ образовательные проекты,
мастер-классы, прогулки, экскурсии, совместные занятия, создание коллекций и минимузеев, тематические беседы, театральные представления, Дни открытых дверей,
тематические гостиные, совместные чаепития, творческие выставки, и др.
3. Непрерывное образование и самообразование взрослых: консультации, родительские
собрания, тематические конференции, вебинары, семинары, круглые столы, семейные
гостиные, тематические встречи; мастер – классы,
обмен опытом, тренинги профессионального и личностного роста, тематические
выставки, фотогазеты, выставки творчества и др.
3.Организационный раздел.
3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Место
размещения
Групповая
комната
Основное
предназначение
Проведение
режимных
моментов
Совместная и
самостоятельная
деятельность
Проведение
непрерывной
непосредственно –
образовательной
деятельности в
соответствии с
образовательной
программой
Оборудование и игровые материалы
∙Компьютер (интернет)
∙телевизор
∙столы, стулья
∙стеллаж,
∙бумага
∙Муляжи «Овощи»
∙ Муляжи «Фрукты»
∙ Набор фигурок «Животные Севера»
∙ Набор фигурок «Животные Африки»
∙ Набор фигурок «Животные леса»
∙ Муляжи «Грибы»
∙ Демонстрационный материал «Филимоновская
игрушка –
свистулька
∙ Демонстрационный материал «Гжельская
традиционная
керамика»
∙ Демонстрационный материал «Хохломская
роспись по
дереву»
∙ Демонстрационный материал «Дымка»
∙ Демонстрационный материал «Городецкие
узоры»
∙ Демонстрационный материал «ПолховМайдан»
∙ Предметы народных промыслов
∙ Куклы
∙Изобразительные материалы (гуашь, акварель,
восковые мелки, карандаши(цветные,
графитные), фломастеры, трафареты, печатки,
парафиновая свеча, нитки, ватные палочки,
коктейльные трубочки, губка, зубочистки,
колпачки от фломастеров и др. бросовый
материал)
3.2 Обеспеченность учебно-методическими материалами.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.- М.:ИД
«Цветные ладошки», 2014
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.- М.:ИД
«Цветные ладошки», 2014
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.:ИД
«Цветные ладошки», 2014
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014
Лыкова И.А. Комплект технологических карт по рисованию: «Море», «Мои птички»,
«Мой зоопарк», «Мои цветы», «Моя природа».
3.3 Организация образовательной деятельности.
Программа реализуется в регламентируемой непосредственной образовательной
деятельности (рисование), в первую половину дня, согласно сетки занятий
Регламентируемая деятельность (НОД)
Возраст
детей
3—4 года
15 мин
4—5 лет
20 мин
5—7 лет
20—25 мин
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной
неделе
Организованная образовательная деятельность
Базовый
Периодичность
вид деятельности
Вторая
Средняя
Старшая
младшая
группа
группа
группа
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раза в неделю
Рисование
Так же образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и один раз во
второй половине дня согласно циклограмме.
3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация развивающей среды с учетом ФГОС построена так, чтобы дать возможность
наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, что каждый ребенок имеет возможность
свободно заниматься любимым делом
Развивающая предметно-пространственная группы не может существовать сама по себе,
без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями,
интересами, целями и задачами взаимодействия. В группе имеется уголок художественнозстетического развития. Уголок трансформируемый и полифнуциональный, как диктует
ФГОС ДО, все атрибуты доступны детям.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда является основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого
ребенка.
Развивающая предметная среда - основное средство формирования личности ребенка и
является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность жизни,
способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Принципы создания предметно-развивающей среды:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на
развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служить удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора легко сменяемыми.
5.При организации предметной среды учитываются закономерности психического
развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные
особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально потребностной сферы.
7. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства учитывается ведущая роль игровой
деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к
корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Приложение
Педагогическая диагностика
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
№ Ф.И.
1.
2. Характеристика качества
3. Характеристика
п\ ребенка Характеристик
способов
качества продукции:
п
а
творческой деятельности:
отношений,
интересов,
способностей в
области
художественно
й
деятельности:
увлечѐнн творче примене самостоятел нахожден нахождени соответств
ость ское
ние
ьность
ие
е
ие
воображе известн в
оригинал адекватных результато
ние
ого в
нахождении ьных
выразитель в
новых
способов
способов ноизобразите
условия (приѐмов)
(приѐмов изобразите льной
х
создания
),
льных
деятельнос
образа
новых
средств
ти
для
для
элементар
ребѐнка
создания
ным
образа
художеств
енным
требованиям
Приложение
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности
Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей3- 4 лет.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами
были выделены следующие критерии:
– передача цвета;
– передача формы;
– расположение изображений на листе.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной
деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны,
проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые
сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы.
Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов
(красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета
соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы
по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании
изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает
затруднения ввыделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный,
синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета
соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок
испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не
умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и
величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок
испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый,
черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому
предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
1 задание «Найди цветок для бабочки»:
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не
такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные,
желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти
свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было
видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на
желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценки:
3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок
путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые,
квадратные,прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить
форму с цветом.
Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими
отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно
им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то,
что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными
большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и
предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка
благодарит их.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая
маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл,
или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
3 задание «Найди предметыв группе»:
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в
окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве),
а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме
(круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще
бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает
такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой
величины?
Критерии оценок:
3 балла –ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает
цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
4 задание «Чудесный мешочек»:
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и
величине.Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки,
кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного
мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет,
форма, величина) и называетих.
Критерии оценок:
3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с
помощью педагога исправлял ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
5 задание «Светит солнышко»:
Цель: Выявить умение детейпередавать в рисунке образ солнышка,и умение
изображать длинные и короткие лучи.
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой,
салфетки.
Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит
солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их
внимание на то: что не хватаету солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все
одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длинуне называл. Ребенок
путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
6 задание «Домик для собачки»:
Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой
формы, прямой крыши.
Пособия: ½альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые
мелки.
Ход игры:
Воспитатель загадываетдетям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью
наводящих вопросов.
– А теперь послушайте стихотворение про собачку.
– Что делает собачка? (охраняет дом)
– Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
Критерии оценок:
3 балла –ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.
2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения
их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.